105 лет Оранэле – Ораниенбаумской электрической линии

21 января исполняется 105 лет с момента открытия движения по Ораниенбаумской электрической линии — первой электрической железной дороге в России (с 1920 года — ОРАНЭЛ или Оранэла). В наши дни это направление представляет собой вылетную трамвайную линию с конечной остановкой в Стрельне. История проектирования, строительства и эксплуатации линии, переданной в 1929 году ленинградскому трамваю, до сих пор интересна современникам. Ведь Оранэла впервые наглядно показала главные преимущества трамвая: большую провозную способность в сочетании со скоростными качествами, особенно на тех участках, где трамвайный путь проходит по обособленному полотну.

Фотографии: https://yadi.sk/d/wO1n9jb16fCpcg

Первоначальное  пассажирское движение на линии открылось в конце декабря 1915 года – от стрелок против депо в Княжево до Путиловского завода. После постройки оборотной петли 21 января 1916 года началось движение от Нарвских ворот до Путиловского завода, протяжённостью 2,25 версты, эта дата и считается днём рождения Оранэлы. Проект был масштабным: длина линии должна была составить 62 версты, она должна была «дотянуться» не только до Ораниенбаума, но и в перспективе до Красной горки.

Интервалы в движении предусматривались в 10 минут, а наибольшая скорость движения вне населённых мест составляла…60 вёрст в час! В связи с нехваткой мужчин, вызванной военным временем, для работы вагоновожатыми было организовано обучение женщин. Набирали их в основном из кондукторов. Первым водителем на новой линии стала Анна Лаврова. За успешное овладение специальностью она получила награду: 5 рублей золотом.

Трасса Оранэлы на большом протяжении со стороны Финского залива, особенно после Ульянки, проходила мимо огородов, полей, мелколесья. Всё это, включая не имеющие дверей площадки вагонов, насквозь продувалось балтийскими ветрами.

В 1918 году Оранэла была национализирована. Любопытно, что огосударствление дороги было запланировано изначально, ещё в царское время. Предполагалось, что по истечении 50 лет со дня открытия движения линия со всем её имуществом бесплатно поступит в полную собственность казны. А в 1929 году комиссия НКПС постановила передать дорогу на участке Нарвские ворота – Стрельна Ленинградскому отделу коммунального хозяйства.

Княжевский вагонный парк Оранэлы вошел в состав Трамвайного управления, стал трамвайным парком и получил имя И.Е. Котлякова. Сегодня это — Трамвайный парк № 8, который по-прежнему обслуживает линию до Стрельны: трамваи идут по 36-му маршруту до Дворца конгрессов – бывшего великокняжеского Константиновского дворца. Часть исторической трассы Оранэлы проходят и скоростные трамваи 60-го маршрута, обновлённого в 2019 году. Он пролегает по ключевым магистралям юго-запада Петербурга, в том числе Санкт-Петербургскому и Петергофскому шоссе, проспекту Стачек, создавая скоростную связь между жилыми массивами Красносельского и Кировского районов и станциями метро «Автово» и «Кировский завод». Трамваи на этом маршруте работают в «режиме метро», с интервалами движения 3 — 4 минуты.

Большой материал, посвящённый истории развития Оранэлы,

читайте на сайте петербургского Горэлектротранса

  Справки по телефонам: +7 921 395 43 13 – Дарья Тимофеева, +7 960 264 34 97 – Святослав Новиков, пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс»
Закрыть меню