С целью обеспечения экологической безопасности города и снижения риска подтопления прибрежной территории аварийно-спасательный буксир-ледокол «Невская Застава» пробил канал на акватории Невы.

10 февраля аварийно-спасательный буксир-ледокол «Невская застава» вышел в очередной рейс по мониторингу ледовой обстановки. Судно прошло от места стоянки до центральной части Петербурга.

С целью обеспечения экологической безопасности города и снижения риска подтопления прибрежной территории аварийно-спасательный буксир-ледокол «Невская Застава» пробил канал на акватории Невы. Создание такого канала позволяет понизить уровень воды и нормализовать течение. Также была осуществлена околка крейсера «Аврора» в целях снижения давления на корпус судна и предотвращения его повреждения льдом.

Сопутствующей задачей при работе ледокола стало обеспечение безопасности на акватории и предотвращение выхода людей на лед. Напоминаем, что выход на лед в Петербурге запрещен и влечет административную ответственность.

Работу уникального ледокола и экипажа по мониторингу ледовой обстановки оценили председатель Комитета по природопользованию Александр Герман и депутат Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга, член Комиссии по экологии и природопользованию ЗАКСа Александр Новиков. Специалисты Комитета по природопользованию и ГУП «ПИЛАРН» продемонстрировали основные технические особенности судна, рассказали о специфике его эксплуатации.

Аварийно-спасательный буксир-ледокол «Невская Застава» — многофункциональное судно, спроектированное по заказу Комитета по природопользованию.

Многоцелевой аварийно-спасательный буксир-ледокол «Невская Застава» — однокорпусное судно с ограниченным надводным габаритом. Благодаря подъемно-опускной конструкции ходовой рубки ледокол способен проходить под самыми низкими мостами на судоходной акватории Петербурга.

Зимой ледокол-буксир предотвращает скопление льда, которое может привести к затоплению прибрежных территорий. Ликвидирует разливы нефтепродуктов, при необходимости, прокладывает каналы для проводки судов по Неве.

В течение зимнего сезона 2022-2023 ледокол совершил 13 выходов.

Рекордным для судна был 2016 год, когда ему пришлось совершить 56 зимних рейсов. В конце ноября-начале декабря 12 судов, включая 2 нефтеналивных танкера, оказались в ледовом плену в границах Петербурга и Ленинградской области. Причиной стало быстрое заполнение льдом реки Невы. Основной силой, осуществлявшей работы по ледокольной проводке застрявших на акватории судов, стал ледокол «Невская застава».

В декабре того же года на Неве сложилась неблагоприятная ледовая обстановка, вызванная продолжительным поступлением льда с Ладоги. Это привело к плотному забиванию русла реки. Подъем воды в Невской Губе составил примерно 1,8-2,0 метра выше ординара. Произошло подтопление причалов в районе Большого Обуховского (Вантового) моста. Дальнейший рост уровня воды мог бы привести к подтоплению ряда территорий Невского района.

Благодаря непрерывной работе ледокола «Невская застава» были пробиты каналы от Володарского до Дворцового моста. Уровень воды упал на 55 см, причалы вышли из зоны подтопления. Предпосылка к возникновению чрезвычайной ситуации была устранена.

В последующие годы число зимних выходов ледокола на акваторию Невы зависело от ледовой обстановки и необходимости проведения ледокольных работ. В 2017 году состоялось 17 рейсов, в 2018 – 38, в 2019 – 5, в 2020 – всего 2, в 2021 – 14.

Работа ледокола продолжится и после завершения периода ледостава. Судно находится в постоянной круглогодичной готовности к предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечивая экологическую безопасность города. В период навигации ледокол может привлекаться к тушению пожаров на судах и прибрежных территориях и ликвидации разливов нефтепродуктов.

По материалам Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Закрыть меню