ВОСПОМИНАНИЯ ФРОНТОВИКА: от Белгорода до Берлина

В декабре 1942 года я был призван в Советскую Армию и направлен в военно-пехотное офицерское училище. Однако, на фронте необходимы были людские резервы и мы, не окончив училище, в конце июля 1943 года в курсантских погонах были направлены на фронт.

В районе Белгорода мы пополнили 572-й полк, который вел наступательные бои. После артиллерийской подготовки мы в сопровождении танков шли в атаку. Немцы яростно сопротивлялись, но отступали на ранее подготовленные позиции. И так каждый день.

В одном из боев я был ранен и оказался в полевом госпитале. После выздоровления я был направлен для дальнейшего прохождения службы в 441-й стрелковый полк, который вел наступательные бои по расширению плацдарма за Днепром в районе города Кременчуга. В этих боях я был снова ранен.

По выздоровлению был распределен на службу в 97-ю артиллерийскую бригаду. В составе этой бригады я участвовал в боях по окружению и уничтожению Корсунь-Шевченской немецкой группировки, состоящей из 10 дивизий. Затем участвовал в преследовании врага, бригада освобождала Молдавию и вступила на территорию Румынии, где вела оборонительные бои. 20 августа 1944 года началась мощная артиллерийская подготовка по позициям немцев и румын. С наблюдательного пункта, откуда мы корректировали огонь своей батареи, был виден огромный урон, наносимый противнику. Более часа продолжалась артподготовка, затем двинулись танки и пехота. Румынские войска начали сдаваться и, как известно, через 4 дня Румыния объявила войну своим бывшим союзникам — Германии. Однако, немцы упорно сопротивлялись и оказались в окружении. Наша бригада принимала активное участие в уничтожении окруженной Ясско-Кишеневской группировки в составе 22 немецких дивизий.

После небольшого отдыха нас перебросили под Варшаву, где мы вели оборонительные бои.

14 января 1945 года началась Висло-Одерская операция. В течение 2 часов наша батарея участвовала в артиллерийской подготовке. Десятки тысяч снарядов со всех видов артиллерии, в том числе и «Катюши», обрушились на головы врага. С наблюдательного пункта было видно, как вместе с комьями земли взлетали вверх блиндажи, пушки и пулеметы. Как только огонь артиллерии был перенесен вглубь немецкой обороны, пехота в сопровождении танков ринулась в атаку, а за ней пошли и мы, корректируя огонь своих орудий. Развернулись бои преследования. Так началась Висло-Одерская операция.

Совместно с пехотой и танками мы, артиллеристы, с утра до вечера шли по пятам противника, не давая ему передышки, и через 12 дней вступили на территорию фашистской Германии, а еще через несколько дней оказались на берегу реки Одер, откуда до Берлина оставалось 60 километров. На противоположном берегу реки наши войска захватили плацдарм и наша артиллерия сильным огнем предотвращала попытку немцев сбросить в реку наших солдат. Закрепившись на занятых позициях, наши войска перешли к обороне, накапливая силы для наступления на Берлин.

  Такое наступление началось 16 апреля.

Артиллерийская подготовка началась задолго до рассвета и застала немцев врасплох. Тридцать минут артиллерийского огня, которого не знала многовековая история войн, тут же — мощные удары с воздуха.

С наблюдательного пункта мы видели, что на позициях немцев полыхало море огня. Через 30 минут в воздух взвилась ракета — сигнал к атаке. Одновременно вспыхнули десятки прожекторов, ослепляя немцев и освещая путь нашей пехоте и танкам. К рассвету наши войска захватили первую линию обороны и двинулись дальше, следом шли мы, корректируя огонь нашей батареи.

Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись, но ничто не могло остановить наше желание добить фашистского зверя в его собственной берлоге , то есть, в Берлине.

20 апреля 1945 года мы вступили в предместье Берлина. Наступила весна, кругом цвели сады. Бои носили исключительно ожесточенный характер. Наши пушки разрушали вражеские укрепления, а таковые были в каждом доме. Затем шла пехота, добивая оставшихся в живых гитлеровцев. Наши войска прилагали огромные усилия, чтобы выбивать немцев из укреплений, последовательно отвоевывать дом за домом, квартал за кварталом, двигаясь к центру фашистского логова.

 В поисках укрывшихся вражеских солдат мы заходили в сохранившиеся дома, в том числе, подвалы, где находилось мирное население: старики, женщины, дети. При нашем появлении у них на лицах мы видели животный страх, под воздействием геббелевской пропаганды они полагали, что русские их будут убивать, как это делали фашисты. Однако, не таков советский солдат. Мы не только не позволяли насилие в отношении мирного населения, но и не стреляли в сдававшихся немецких солдат, хотя мы видели на своем пути зверства фашистов на нашей земле. Кстати, когда мы вступили на территорию Германии, то вплоть до реки Одер видели безлюдные поселки. Всё население, боясь возмездия, бежало вглубь страны. Эти поселки и земли после войны были переданы полякам, которые, вместо благодарности за освобождение от фашистской оккупации, при которой погибло около 600 000,00 наших воинов, стали называть нас оккупантами.

Но вернемся в Берлин. 1 мая нам было объявлено, что немцам предложена капитуляция, и, если они не сдадутся,то русские войска должны приступить к решительному штурму. Мы находились в разрушенном доме, пушки укрыты за баррикадой. Наступило солнечное утро 2 мая 1945 года. Необычная тишина поразила нас. И вдруг мы увидели, как со стороны противника появились белые флаги. Вслед за этим колонны безоружных немцев двинулись в нашу сторону. Началась капитуляция. Так закончилась полным поражением фашистов битва за Берлин.

3 мая наша бригада выехала на запад и больше в боях не участвовала.

День Победы мы встретили в районе реки Эльбы. Было непривычно радостно: наконец-то не надо подниматься в атаку, штурмовать укрепления, не нужно опасаться пуль, снарядов , бомб и мин.

В октябре 1945 года я, как имеющий три ранения, был демобилизован и прибыл в Ленинград. Военкоматом был направлен на работу в Управление уголовного розыска города. Впереди была нелегкая работа по борьбе с уголовной преступностью.

За участие в боях я был награжден орденами:

Славы 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени; медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» (за участие в оборонных работах), «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», и др. Кроме того, все воины нашей бригады получили по 13 благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина за освобождение и взятие крупных городов на Украине, в Румынии Дольше и Германии.

Неутомим бег времени. Но не уходит память о Великой Отечественной войне, о наших советских людях, с оружием в руках отстоявших Родину от фашистов. Священная память о погибших на войне, о тружениках тыла, о переживших блокаду Ленинграда в день 70-летия со дня Победы навсегда сохранится в наших сердцах.

Иванов Федор Иванович,
полковник милиции в отставке,
участник Великой Отечественной Войны,
житель Большой Охты

Закрыть меню