Ключевые проблемы положения женщин — трудящихся-мигранток в России

Ключевые проблемы положения женщин — трудящихся-мигранток в России.

Следует обозначить несколько наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются женщины — трудящиеся-мигрантки в России.

Согласно исследованию, проведённому Институтом социально-политических исследований Российской академии наук и авторами научной работы «Гендерные аспекты трудовой миграции в России: тренды, последствия, регулирование» С.В. Рязанцевой, Т.К. Ростовской, С.Н. Перемышлиным в 2019 году можно выделить несколько основных проблем.

Во-первых, это проблемы с регистрацией у значительной части трудовых мигранток по месту реального проживания в России. Одной из обязанностей иностранного гражданина в России является постановка на миграционный учет по месту его пребывания. Причем эта обязанность накладывается не только на самого иностранного гражданина, но и на принимающую сторону (физическое или юридическое лиц). Зачастую места постановки на миграционный учет и фактического проживания женщин-мигранток не совпадают. К тому же российские собственники жилья во избежание уплаты налоговых сборов и различных опасений зачастую отказываются регистрировать трудящихся-мигранток по месту фактического пребывания (проживания). В результате многие мигранты попадают в незаконное положение.

Во-вторых, въезд на территорию РФ мигрантов, совершивших правонарушения, ограничен. Следует отметить, что, хотя количество запретов и сокращается, но масштабы проблемы остаются весьма существенными. Ограничения на въезд могут устанавливать в России различные государственные структуры за разные правонарушения, порой очень незначительные (например, не оплачен штраф и пр.). Но чаще всего запреты связаны с отсутствием или незаконностью регистрации по месту пребывания. В 2018 г., по данным МВД РФ, было принято 253,6 тыс. решений о запрете на въезд в Россию (по сравнению с 210,7 тыс. в 2017 г. и 229 тыс. в 2016 г.). В целом, по оценке президента Федерации мигрантов России В. Коженова, сейчас запрещен въезд 1 млн иностранцев [Мусина, 2019].

В-третьих, заработная плата трудящимся-мигранткам не всегда выплачивается российскими работодателями. Основной причиной является несоблюдение ими условий трудового договора, а также отсутствие между работодателем и работником документально закрепленных правовых отношений, наличие лишь устных договоренностей. Особенно это распространено в частном секторе экономики. В судебном порядке, как правило, разрешение подобных вопросов практически невозможно.

В-четвертых, сохраняются высокие риски вовлечения женщин — трудящихся-мигранток в трудовую эксплуатацию и торговлю людьми в России. Имеется множество случаев, когда работодатели отбирали паспорта, принуждали к сверхурочному труду, подвергали мигранток насилию и трудовой эксплуатации, продавали их в рабство. Фактически многие женщины-мигрантки испытывают на рынке труда двойную дискриминацию — и как мигрантки, и как женщины.

В-пятых, несмотря на существование формального доступа к получению медицинских услуг трудящимися-мигрантами в России, остается открытым вопрос доступа к получению медицинской помощи членами их семей. До 1 января 2017 г. доступ к получению медицинской помощи в России гражданами государств — членов ЕАЭС был ограничен в связи с невозможностью оформить полис ОМС. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 27 октября 2016 г. № 803н, теперь временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане имеют право на получение полиса (см.: [Рязанцев и др., 2019]). Однако фактически полисы покрывают лишь самые необходимые расходы для мигрантов. Остаются большие сложности с предоставлением специальной помощи женщинам-мигранткам (например, наблюдение у врача в связи с беременностью).

В-шестых, часто встает вопрос устройства детей в детские сады и школы по месту прописки. В процессе адаптации в Санкт-Петербурге дети-мигранты сталкиваются с рядом проблем, как социального, так и правового свойства. Статус временно пребывающих иностранных граждан оборачивается для детей-мигрантов ситуацией ограничения доступа к реализации их социальных прав, в том числе права на доступ к школьному и дошкольному образованию, здравоохранению и социальной поддержки. Зачастую для детей-мигрантов не находится мест в близлежащих учреждениях и женщинам приходится отвозить детей в более удаленные районы. Кроме того, плохое знание детьми русского языка делает проблематичным их поступление и обучение в школе. Дети оказываются вне системы, остаются дома, что так же ложится на плечи женщин-мигранток.

В-седьмых, в России отсутствует система пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов. Долгое время данная проблема оставалась нерешенной. Получить пенсию даже после многих лет работы в России трудящимся-мигрантам практически невозможно. Только 19 декабря 2016 г. на заседании коллегии Евразийской экономической комиссии одобрен проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС. Проект Договора предусматривает зачет трудового стажа, полученного в государствах ЕАЭС. Вступление в силу Договора обеспечит гражданам государств-членов возможность формировать, сохранять и реализовывать пенсионные права, приобретенные ими во время работы в странах ЕАЭС [там же]. Однако для граждан других стран данный вопрос остается нерешенным. В пенсионном стаже также не учитывается период рождения и воспитания детей, даже если они родились в России и стали ее гражданами. Не решены и вопросы установления стажа мигрантам, работавшим у частных лиц и в домохозяйствах. Большинство из этих работников — женщины.

Требуется совершенствование системы управления трудовой миграцией в интересах мигрантов и участников процесса трудовой миграции: отправляющих и принимающих стран. Принимаемые меры должны учитывать интересы мигрантов независимо от половой принадлежности, в то же время при их разработке должна учитываться специфика, связанная с репродуктивной функцией женщин-мигранток, их интересами, касающимися воспитания и обучения детей, предотвращения нарушений трудового законодательства и двойной эксплуатации.

Закрыть меню