Информация о профилактике совершения мошеннических действий с банковскими картами граждан

За последние месяцы преступность все более активно уходит с улиц в киберпространство, на фоне значительного снижения грабежей, разбоев, квартирных краж, краж автомобилей, все чаще регистрируются преступления с использованием сети Интернет.

Для Санкт-Петербурга данная проблема стала особенно актуальна в период самоизоляции и противоэпидемиологических мер. Значительный рост электронных покупок и платежей облегчил совершение таких преступлений.

В 1 полугодии 2020 года число мошенничеств в городе возросло в 2 раза и достигло 3,5 тысяч.

Какие самые популярные способы преступлений?

Мошенники используют две основные схемы:

— Первая: якобы помочь Вам спасти деньги. Звонок от имени сотрудника банка, зафиксировали подозрительный перевод или попытку снятия, деньги можно спасти, но действовать нужно быстро.

Мошенники пытаются вызвать у Вас стресс (некогда думать, надо спасать деньги) и войти в доверие, добиться авторитета (сотрудник банка профессионал, говорит уверено и точно знает, что делать).

В разговоре они попытаются узнать нужные им реквизиты карты, чтобы самим перевести или снять с нее деньги.

— Вторая: якобы помочь Вам заработать. На сайте, в электронном письме, СМС-сообщении размещено настолько выгодное предложение купить товары и услуги, получить выплаты и компенсации, что риск, даже значительной суммой, на первый взгляд оправдан. Для получения большой выплаты или компенсации всего лишь нужно заплатить налог или пошлину. После оплаты ни товара, ни выплаты Вы не получите.

Какие новые способы появились весной-летом 2020 года?

Большинство новых способов связано с коронавирусом. Это звонки и письма якобы от государственных органов о необходимости оплатить штраф за нарушение самоизоляции, звонки, письма и сайты с предложением перечислить деньги для оформления в дальнейшем отсрочки по кредитам / получения пособий и компенсаций, а также реклама различных чудодейственных медицинских препаратов.

Какие последствия у тех, кто идет на поводу мошенников?

Те, кто поддастся уловкам, рискуют своими деньгами. Перевод происходит практически мгновенно и даже своевременное обращение в банк с опротестованием платежа не всегда позволяет вернуть деньги.

Что нужно сделать, если позвонили мошенники?

Самый простой способ – прервать разговор и перезвонить в банк по телефону, указанному на обороте Вашей кредитной карты. Если это действительно был звонок из банка – вас соединят с сотрудником. Даже звонок с номера 8-800 не означает, что это банк.

Ни под каким предлогом не сообщайте по телефону данные своей банковской карты (номер, срок действия, код на обороте), а также коды, которые приходят к Вам в СМС-сообщениях. Какими бы убедительными не были аргументы звонящих, помните, настоящим сотрудникам банка данные Ваших карт не нужны.

Как обезопасить себя от хищений при платежах онлайн?

В условиях пандемии все мы вынуждены чаще пользоваться онлайн-платежами. Наиболее разумно завести отдельную карту, с которой Вы будете платить в интернете, и хранить на ней лишь необходимую для конкретных покупок сумму.

Общие рекомендации – пользоваться проверенными сайтами и магазинами, не переходить по ссылкам из незнакомых электронных писем и СМС-сообщений, не устанавливать на компьютер и телефон подозрительные приложения.

Не поддавайтесь на предложения купить товары в разы дешевле их стоимости в неизвестных онлайн-магазинах. Сейчас актуальна реклама «чудодейственных» медицинских средств, которые якобы позволяют защититься от коронавируса, им тоже не стоит верить.

Сохраняйте в секрете ПИН-код и код проверки подлинности карты – последние 3 цифры на ее оборотной стороне. Настоящему сотруднику банка они не нужны.

Отслеживайте операции по счету, подключив услугу мобильного банка. Так вы сможете оперативно реагировать на действия мошенников, время в этом случае очень важно.

Храните небольшие суммы на карте, которую используете для повседневных трат.

Делая покупки или оплачивая услуги в Интернете, используйте отдельную карту. Вносите на нее лишь ту сумму, которую собираетесь потратить. Установите лимит по количеству операций в сутки. Некоторые банки позволяют создать виртуальные карты, которые действительны только для одной онлайн-покупки.

Куда обращаться потерпевшим?

Если Вы все-таки стали жертвой мошенников – незамедлительно обратитесь в свой банк с заявлением об опротестовании платежа, заблокируйте карту, если на ней еще остались денежные средства. После этого обратитесь в полицию, в заявлении укажите номер телефона или адрес сайта, которыми пользовались мошенники.

Расскажите пожилым родственникам и одиноким соседям об уловках мошенников — именно они чаще всего становятся мишенью злоумышленников.

Закрыть меню