Нормативные правовые акты в области Гражданской обороны и защиты насаления от чрезвычайных ситуаций

На этой неделе мы рассмотрим вопрос нормативно-правовой базы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС. Отдельно ознакомимся с основными нормативно-правовыми актами федерального значения, а также нормативно-правовые акты Правительства Санкт-Петербурга в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС. Также ознакомимся с правами и обязанностями граждан Российской Федерации в указанной области.

 12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон РФ № 28 «О гражданской обороне». Закон определяет задачи в области гражданской обороны (ГО), правовые нормы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от правовых норм и форм собственности, состав сил и средств ГО. Данный закон состоит из 6 глав: общие понятия; полномочия органов государственной власти РФ в области ГО, руководство ГО; полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области ГО; силы ГО и заключительные положения.

 Общие для страны организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в федеральном законе № 68 от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данный закон является обязательным для исполнения органами власти всех уровней, а так же учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы и определяет:
— общие для населения и территорий нашей страны организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
— задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— полномочия и обязанности органов власти различных уровней и организации;
— порядок подготовки граждан к чрезвычайным ситуациям и пропаганды знаний в области защиты населения;
— устанавливает порядок финансового и материального обеспечения соответствующих мероприятий, содержит ряд других положений, направленных на повышение эффективности системы защиты населения и территорий.

 Постановление правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», конкретизируя федеральный закон № 68, раскрывает:
— порядок организации и функционирования РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях;
— полномочия и задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
— состав координационных органов, органов управления, сил и средств РСЧС;
— вопросы подготовки работников органов государственного управления различных уровней;
— информационное обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций;
— режимы функционирования РСЧС и проводимые в них мероприятия;
— состав сил средств, привлекаемых к ликвидации ЧС в зависимости от их классификации и решения, относящиеся к компетенции руководителя работ о ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— финансирование работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организационная структура РСЧС РФ представлена на схеме.

Закрыть меню